Какова роль аппаратуры (HardWare) и программного обеспечения (SoftWare) компьютера? Устройство обработки информации Сформулируйте общие принципы построения компьютеров

Учитель Фетисова С.А.


Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ.


Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста. По своему назначению компьютер - это универсальное техническое средство для работы с информацией.

Биологическим «аппаратом» интеллекта человека является мозг. Работая с информацией, мозг выполняет две основные функции: запоминание - функция памяти и умозаключение - функция мышления. Объектом запоминания является информация, поступающая через органы чувств (в пер­вую очередь зрение и слух). Информация, выработанная в процессе мышления, может быть передана другим людям через речь или двигательную систему - записи, жесты.


четыре основных компонента информационной функции человека: прием (ввод) информации; запоминание информации (память); процесс мышления (обработка информации); передача (вывод) информации.


Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека: устройства ввода ; устройства запоминания - память; устройство обработки - процессор; устройства вывода .


Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?

Оперативная память - это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнер­гией. При отключении от сети информация исчезает. Внешняя память - это различные магнитные носите­ли (ленты, диски), оптические диски. Сохранение инфор­мации на них не требует постоянного электропитания.


Программа - это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации. Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными.


Использование всего двух знаков для представления информации называет­ся двоичной кодировкой. Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода. Один символ из двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации


В одном бите памяти хранится один бит информации. Первое свойство внутрен­ней памяти компьютера - дискретность. Второе свойство внутренней памяти компьютера - адресуемость Порядковый номер байта называется его адресом. Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам.


Внешняя память и устройства: Магнитная память: Оптическая память: Электронная память


Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. В переводе с английского слово «файл (file)» означает «папка». Файл - это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем. Файлы имеют свои названия, их называют именами файлов.


Домашнее задание: Учебник: п. 5, 6. Выполнить задание в рабочей тетради, ответить на вопросы

1. В электронных устройствах информация неразрывно связана -

а) с источником информации;

б) с носителем информации;

в) с приемником информации;

г) с каналом связи;

д) с потребителем информации.

а) социальных систем;

б) человека;

в) животных;

г) технических систем;

д) любых биологических систем.

4. Информация отличается для человека и компьютера...

а) способом интерпретации;

б) типом носителя;

в) способом получения;

г) способом хранения;

д) способом обработки.

5. Информацию , обрабатываемую программным путем называют...

а) файлом;

б) каталогом;

в) данными;

г) множеством;

д) блоком.

6. Для представления информации в памяти компьютера используется...

а) азбука Морзе;

б) русский алфавит;

в) кодировка натуральных чисел;

г) двоичная кодировка;

д) десятичная кодировка.

7. Для хранения одного байта информации необходимо использовать

а) 2 байта памяти;

б) 1 байт памяти;

в) 1 бит памяти;

г) 2 бита памяти;

д) 1 машинное слово.

8. Информация, хранящаяся на внешнем носителе компьютера под одним именем называется...

а) файлом;

б) каталогом;

в) данными;

г) множеством;

д) блоком.

9. Информация, хранящаяся в компьютере, становится активной (может быть подвергнута обработке) лишь в случае...

а) интерпретации ее человеком;

б) загрузки информации из внешней памяти в оперативную;

в) приведения компьютера в рабочее состояние;

г) наличия управляющих сигналов;

д) возможности программного управления.

10. Преобразователем информации в компьютере в соответствующие сигналы выступает...

а) процессор;

б) монитор;

в) дисковод;

г) контроллер;

д) клавиатура.

11. Носителем информации в компьютере выступает...

в) сигнал;

г) память;

д) процессор.

12. Информация, передаваемая по магистрали, сопровождается...

а) своим адресом;

б) интерпретацией сигнала;

в) контроллером;

г) физическими параметрами сигнала;

д) способом обработки.

13. Одним из видов системной информации являются...

б) адреса;

в) программы;

г) данные;

14. Процесс коммуникации между пользователем и компьютером называют...

а) активизацией программ;

б) активацией программ;

в) пользовательским интерфейсом;

г) интерактивным режимом;

д) режимом внутренней активации.

15 . Неразрывность информации с сигналом предполагает...

а) одинаковое смысловое содержание информации и сигнала;

б) однозначность интерпретации сигнала разными приемниками информации;

в) использование обеих понятий в качестве синонимов;


г) отсутствие информации в сигнале;

д) неумение выделять смысл сигнала приемником информации.

16 . Тип информации хранящейся в файле можно определить по...

а) имени файла;

б) расширению файла;

в) файловой структуре диска;

г) каталогу;

д) организации файловой структуры.

17 . Информацию, заложенную в каталогах, можно отнести к...

а) семантическим;

б) документальным;

в) системным;

г) априорным;

Д) техническим.

18 . Системная информация отличается от структурной...

а) наличием связей между элементами;

в) разным количеством связей;

г) носителем;

д) отсутствием приемника информации.

Ответы к тесту:

а + + + +
б + + + + + +
в + + + +
г + + +
д +

А) изучение автоматизированных систем;

Б) изучение закономерностей протекания информационных процессов;

В) изучение систем программирования;

Г) изучение алгоритмических конструкций

Д) изучение технологий создания программно – прикладных средств

2. Какой подход рассматривает информацию как средство общения?

А) информационный подход;

Б) атрибутивный подход;

В) системный подход;

Г) коммуникативный подход;

Д) функциональный подход.

3. Какой подход рассматривает информацию как атрибут материи?

А) информационный подход;

Б) атрибутивный подход;

В) системный подход;

Г) коммуникативный подход;

Д) функциональный подход.

4. Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?

А) информационный подход;

Б) атрибутивный подход;

В) системный подход;

Г) коммуникативный подход;

Д) функциональный подход.

5. Чем объясняется использование различных подходов для описания понятия «информация»?

А)сложностью рассматриваемого явления;

Б) несогласованностью различных научных течений;

В) отсутствием единых подходов к определению информации;

Г) необходимостью многозначного определения;

Д) использованием различных способов описания.

6. Назовите свойство системы, отражающее внутреннее единство системы:

А) иерархичность;

Б) целостность;

В) системность;

Г) структурность;

Д) делимость.

7. Сообщение, написанное на родном языке приемника информации, удовлетворяет свойств…

А) доступности;

Б) понятности;

В) актуальности;

Г) достоверности;

Д)новизны.

8. Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют…

А) знаком;

Б) сигналом;

В) алфавитом;

Г) носителем информации;

Д)языком.

9. Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации, называют…

А) знаком;

Б) сигналом;

В) алфавитом;

Г) носителем информации;

Д) языком.

10. Необходимым средством существования человечества являются…

Б) сигнал;

В) сведения;

Г) информация;

Д) новости.

11. Процесс коммуникации предполагает наличие:

А) двух и более людей

Б) средств хранения информации

В) источника, приемника информации и какала связи между ними;

Г) достоверной информации;

Д) двусторонней связи.

12. Перевод текста с одного языка на другой является процессом:

А) хранение информации;

Б) передачи информации;

В) поиск информации;

Г) обработка информации;

Д) обмен информацией

13. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является:

А) бумага;

Б) средства видеозаписи;

В) лазерный компакт – диск;

Г)дискета, жесткий диск;

Д) магнитная лента.

14. Первым средством дальней связи, где носителем информации выступает не бумага, принято считать:

А) радиосвязь;

Б) телефон;

В) телеграф;

Д) компьютерные сети.

15. На остановке стоит человек в ожидании автобуса №3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?

Б) нулевая информация;

В) ненулевая информация;

16. в электронных устройствах информация неразрывно связана:

А) с источником информации;

Б) с носителем информации;

В) с приемником информации;

Г) с каналом связи;

Д) с потребителем информации.

17. Компьютер, является универсальным автоматическим устройством для работы:

А) со знаками;

Б) со сведениями;

В) со знаниями;

Г) с информацией;

Д) с данными.

18. Компьютер дублирует основные информационные функции:

А) социальных систем;

Б)человека;

В) животных;

Г) технических систем;

Д) любых биологических систем.

19. Информация отличается для человека и компьютера:

А) способом интерпретации;

Б) типом носителя;

С) способом получения;

Д) способом обработки.

20. Информацию обрабатываемую программным путем, называют:

А) файлом;

Б) каталогом;

В) данными;

Г) множеством;

Д) блоком.

21. Для представления информации в памяти компьютера используется:

Б)русский алфавит

В) кодировка натуральных чисел;

Г) двоичная кодировка;

Д)десятичная кодировка.

22.Для хранения одного байта информации необходимо использовать:

А) 2 байта памяти;

Б) 1 байт памяти;

В) 1 бит памяти;

Г) 2 бита памяти;

Д) 1 машинное слово;

23. Данные, хранящиеся на внешнем носителе компьютера под одним именем, называются:

А) файлом;

Б) каталогом;

В) данными;

Г) множеством;

Д) блоком.

24. Данные хранящиеся в памяти компьютера, становятся активными (могут быть подвергнуты обработке) лишь в случае:

А) интерпретации ее человеком;

Б) загрузки информации из внешней памяти в оперативную

В) приведения компьютера в рабочее состояние;

Г) наличие управляющих сигналов;

Д)возможности программного управления.

25.Преобразователем данных в компьютере в соответствующее сигналы является:

А) процессором

Б)монитором;

В) дисковод;

Г)контроллер;

Д) клавиатура.

26. Носителем информации в компьютере являются:

В) сигнал;

Г) память;

Д)процессор.

27. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:

А) своим адресом;

Б) интерпретацией сигнала;

В) контроллером;

Д) способом обработки.

28. Одним из видов системной информации является:

Б) адреса;

В) программы;

Г) данные;

29. Процесс коммуникации между пользователем и компьютером называют:

А) активизацией программ;

Б) активацией программ;

В)пользовательским интерфейсом;

Г) интерактивным режимом;

Д) режимом внутренней активации

30. Неразрывность информации с сигналом предполагает:

А) одинаковое смысловое содержание информации и сигнала;

Б)однозначность интерпретации сигнала разными приемниками информации;

В) использование обоих понятий в качестве синонимов;

Г) отсутствие информации в сигнале;

Д) неумение выделять смысл сигнала приемников информации.

31.Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:

А) по имени файла;

Б) расширению файла;

В) файловой структуре диска;

Г) каталогу;

Д) организации файловой структуры.

32.Информацию, заложенную в каталогах, можно отнести:

А) к семантической;

Б) документальной;

В) системной;

Г) априорной;

Д) технической.

33. Носителем графической информации являются:

Б) пиктограмма;

В) сигнал;

Г) пиксель;

Д) видеоизображение.

34. Информацию, представленную в виде, пригодном для обработки компьютером, называют:

А) знаком;

Б) сведениями;

В) блоком;

Г) данными;

35. Условное изображение информационного объекта или операции называют:

А) сигналом;

Б) пикселем;

В) файлом;

Г)знаком;

Д) пиктограммой.

36. Что из перечисленных объектов не может быть носителем информации:

Б) сигнал;

В) пиксель;

Г) палитра;

Д) пиктограмма

37. Комплекс аппаратных и программных средств, использующихся для оперирования данными, называется:

А) автоматической системой;

Б) автоматом;

В) роботом;

Г) компьютером;

Д) электронно – вычислительной машиной.

38.Интегральные схемы стали использоваться в компьютерах:

А)первого поколения;

Б) второго поколения;

В) третьего поколения;

Г) четвертого поколения;

Д) пятого поколения.

39. Программа должна обладать следующими свойствами:

А) упорядоченная последовательность команд, реализуемость заданного алгоритма;

Б) системность, дискретность, понятность;

В) дискретность, массовость, понятность, результативность

Г) однозначность, дискретность, точность, понятность, результативность, массовость;

Д) однозначность, дискретность, точность, понятность.

40. Чем отличается программа от алгоритма?

А) способом описания;

Б) уровнем реализации;

В) различными исполнителями;

Г) всеми названными параметрами;

Д) ничем не отличается.

41. Способы хранения данных на физическом носителем определяют:

А) операционная система;

Б) прикладное программное обеспечение;

В) файловая система;

Г) приложение;

Д) файловый менеджер.

42. Принцип программного управления предполагает:

А) кодирование в двоичной системе;

Б) хранение данных и программ в одной и той же памяти;

В) наличие собственного адреса у каждой ячейки памяти;

Г) управление данными с помощью последовательности команд;

Д) системность хранимых данных.

43. Для разработки архитектуры современного компьютера были использованы основные положения, разработанные:

А) Ч. Бэббиджем;

Б) Г. Лейбницем;

В) Дж. Фон Нейманом;

Г) Н. Виннером;

Д) В. Бушем.

44. Использованием транзисторов в качестве элементной базы ЭВМ относится:

А) к первому поколению;

Б) ко второму поколению

В) к третьему поколению;

Г) к четвертому поколению;

45. Взаимодействие пользователя с программной средой осуществляется с помощью:

А) операционной системы;

В) файловой системы;

Г) приложения;

Д) файлового менеджера.

46. Непосредственное управление программными средствами пользователь может осуществлять с помощью:

А) операционной системой;

Б) прикладного программного обеспечения;

В) графического интерфейса;

Г) пользовательского интерфейса;

Д)файлового менеджера.

47. Основным средством разработки собственного информационного пространства в пределах одного компьютера является:

В) документ;

Г) внешняя память;

48. Потеря ценной информации при передаче данных по сети можно избежать при условии использования:

А) электронной подписи;

Б) аутентификации;

В) кодирования;

Г) шифрования;

Д) контроля доступа.

49. Архивирование данных позволяет кроме экономии электронного пространства осуществлять:

А) защиту данных;

Б) шифрование;

В) сохранность данных;

Г) оптимизацию данных;

Д) эффективность использования данных.

50. Чем отличается аналоговая информация от дискретной?

А) способом представления параметров сигнала;

Б) способом передачи данных;

В) способом измерения параметров;

Г) способом кодирования;

Д) способом преобразования сигнала;

51. Какое устройство относится к аналоговым?

А) принтер;

Г) компьютер;

Д) телефон.

52. Представление информации в виде последовательности цифр называют:

А) кодированием;

Б) шифрование;

В) систематизацией;

Г) структурированием;

Д) оптимизацией.

53. Способ представления числовых и текстовых данных в памяти компьютера отличается:

А) способом хранения;

В) способом обработки;

Г) приемами кодирования;

Д) результатом обработки.

54. Кодовая таблица используется для представления:

А) числовых данных;

Б) текстовых данных;

В) псевдографики;

Г) математических знаков;

Д) всех видов данных.

55. Размер экрана монитора, выраженного в пикселях, называют:

А) разрядностью;

Б) яркостью;

В) разрешением;

Г) примитивом;

Д) растром.

56. Назовите наиболее широко используемые цветовые модели:

57. В RGB – модели используют три основных цвета:

А) красный, синий, коричневый;

Б) белый, черный, серый;

В) красный, зеленый, серый;

Г) красный, зеленый, синий;

Д)красный, зеленый, белый.

58. Какой процесс принято называть оцифровкой?

А)процесс преобразования аналоговой информации в дискретную;

Б) процесс преобразования дискретной информации в аналоговую;

В) процесс преобразования векторной информации в растровую

Г) процесс преобразования растровой информации в векторную;

Д) процесс преобразования числовой информации в текстовую.

59. При обработке данных на компьютере текст рассматривается как:

А) совокупность данных, обладающих некоторым смыслом

Б) формализованная совокупность данных;

В)совокупность символьных данных, объединенных случайным образом;

Г) совокупность символьных данных, объединенных в абзацы;

Д) любая совокупность символов.

60. Совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях называют:

А)кеглем;

Б) пунктом;

В) шириной;

Г) гарнитурой;

Д)начертанием.

61. Форматирование предполагает изменение свойств:

А) текста;

Б) шрифта;

Г)приложения;

Д) системы.

62. Совокупность свойств текста может быть отражена:

А) в символе;

Б) шрифте;

В)оформление;

63. Текстовый документ должен включать разделы:

А) заголовок;

Б) основную часть;

В) сопроводительную часть;

Г) вспомогательную часть;

Д) все перечисленные позиции.

64. Минимальным объектом электронной таблицы являются:

А) диапазон ячеек;

Б)ячейка;

В) столбец;

Г) строка;

65. Назовите основное назначение электронных таблиц.

А) наглядное представление данных;

Б) решение расчетных задач;

В) подготовка текстовых документов;

Г) анализ и моделирование явлений и процессов;

Д)оформление таблиц отчетов.

66. Зависимое поле электронной таблицы включает:

А) только формулу;

Б) любую совокупность символов;

В)формулы;

67. Функции в электронных таблицах используются:

А) для упрощения представления

Б)упрощения расчетов;

Г) оформление таблиц отчетов;

Д) моделирования различных объектов

68. Диаграммы используются:

Б) упрощения расчетов;

В) наглядного представления данных;

Д) моделирования различных объектов.

69. Чем отличается растровое и векторное представление данных?

А) способом хранения графических данных;

Б) способом передачи графических данных;

В) способом отображения данных на экране

Г) характером отображения данных на бумажном носителе;

Д) использованием различных методов печати на принтере.

70. Какой элемент нельзя отнести к графическим объектам?

А) диаграмму;

Б) анимацию;

В) цифровое видео;

Д) рисунок.

71. Процесс получения цифровой копии рисунка называется:

А) дублированием;

Б) форматированием;

В) сканированием;

Г) копированием;

Д) созданием.

72. Процесс перевода графического объекта в текстовой формат называют:

А) оцифровкой;

Б) сканированием;

В) форматированием;

Г) копированием;

Д) распознаванием.

73. В качестве основных цветов для создания цветовой модели используется следующая совокупность:

А) красный, синий, зеленый;

Б) все цвета серого;

В)все цвета радуги;

Г) красный, синий, серый;

Д) красный, синий, белый.

74. Изменение формы представления информации без изменения ее содержания может осуществляться в процесс

А) прием информации;

Б) обмена информацией;

В) хранение информации;

Д) передачи информации.

75. Форматирование предполагает изменение:

А) свойств текста;

Б) свойств шрифта;

В) свойств файла;

Г) свойств приложения;

Д)свойств системы.

76. Минимальным объектом электронной таблицы являются:

А) диапазон ячеек;

Б) ячейка;

В) столбец;

Г) строка;

77. Диаграмма используется:

А) для упрощения представления данных;

Б)упрощения расчетов;

В)наглядного представления данных;

Г)оформление таблиц и отчетов;

Д)моделирования различных объектов.

78. Процесс перевода графического объекта в текстовый формат называют:

А)оцифровкой;

Б)сканированием;

В)форматированием;

Г)копированием;

Д)распознаванием.

79. Под носителем информации понимают:

А) линии связи для передачи информации;

Б)параметры физического процесса произвольной природы;

В)устройства для хранения данных в персональном компьютере;

Г)телекоммуникации;

Д)средства для записи и хранения информации.

80. В качестве преобразователя данных в компьютере в соответствующие сигналы используются:

А)процессор;

Б)монитор;

В)дисковод;

Г)контроллер;

Д)клавиатура.

81. Как называется знак объекта Windows?

А)пиктограмма;

В)рисунок;

Г)интерфейс;

82. Совокупность средств и правил взаимодействия пользователя с компьютером называют:

А)интерфейсом;

Б)процессом;

В)объектом управления;

Г)графическим интерфейсом;

Д)пользовательским интерфейсом.

83. Пиксель не может рассматриваться как знак, так как:

А)не несет смысловой смысл;

Б)является световым лучом;

В)не является информацией;

Г)несравнимое понятие;

Д)не является текстом.

84. Какая из прикладных программ является средством обработки числовой информации?

85. Компьютер является универсальным автоматическим устройством для работы:

А)со знаками;

Б)со сведениями;

В)со знаниями;

Г)с информацией;

Д)с данными.

86. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождается:

А)своим адресом;

Б)интерпретацией сигнала;

В)контроллером;

Г)физическими параметрами сигнала;

Д)способом обработки.

87. Представление информации в виде последовательности цифр называют:

А)кодированием;

Б)шифрованием;

В)систематизацией;

Г)структурированием;

Д)оптимизацией.

88.Объект, использующийся для хранения и передачи информации, называют:

А)знаком;

Б)сигналом;

В)алфавитом;

Г)носителем информации;

Д)языком.

89. Какой подход рассматривает информацию как результат отражения информационного взаимодействия самоорганизующихся систем?

А)информационный подход;

Б)атрибутивный подход;

В)системный подход;

Г)коммуникативный подход;

Д)функциональный подход.

90. Совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отражения, обмена, отображения и передачи информации называют:

А) знаком;

Б) сигналом;

В) алфавитом;

Г)носителем информации;

Д) языком.

91. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе являются:

А) бумага;

Б) средства видеозаписи;

В) лазерный компакт диск;

Г) дискета, жесткий диск;

Д) магнитная лента.

92. На остановке стоит человек в ожидании автобус № 3. Какое количество информации несет сообщение о том, что к остановке подъехал автобус № 4?

Б) нулевая информация;

В) ненулевая информация;

93. Информация отличается для человека и компьютера:

А) способом интерпретации;

Б) типом носителя;

В) способом получения;

Г) способом хранения;

Д) способом обработки.

94. Данные, которые передаются по магистрали, сопровождаются:

А) своим адресом;

Б) интерпретацией сигнала;

В)контроллером;

Г) физическими параметрами сигнала;

Д) способом обработки.

95. Тип информации, хранящейся в файле, можно определить:

А) по имени файла;

Б) расширению файла;

В) файловой структуре диска;

Г) каталогу;

Д)организации файловой структуры.,

96. Информацию, представленную в виде пригодном для обработки компьютером, называют:

А) знаком;

Б) сведениями;

В) блоком;

Г) данными;

Второй этап работы с информацией – это её обработка и преобразование. Обработкой входных данных занимается Центральный Процессор (ЦП). ЦП – это микросхема, способная выполнять определенный набор (несколько сотен) команд, направленных на преобразование данных.

ЦП выполняет арифметические действия, логические операции и осуществляет управление всем компьютером. Команды, адресованные ЦП для автоматизации процесса обработки входных данных, объединяются в блоки и хранятся в памяти компьютера или на диске. Эти блоки называются программами . Таким образом, входные данные, введенные в память компьютера пользователем, обрабатываются центральным процессором по заранее составленной программе. Результаты обработки сохраняются в памяти компьютера, после чего начинается третий этап работы с информацией.

Устройства вывода информации

(монитор, диски, принтер)

Третий этап работы с информацией – это получение результатов обработки информации (вывод информации).

Существует несколько методов представления выходных данных. Каждый метод связан с определенными компонентами компьютера и с определенными этапами выполнения программы. Рассмотрим три основных метода вывода информации:

Вывод данных на монитор. Монитор присутствует у всех персональных компьютеров. На экране монитора можно воспроизводить информацию в двух режимах: графическом и текстовом.

Текстовый режим позволяет выводить на экран только текст из различных символов (буквы, цифры, специальные символы). Вывод символов возможен только в ячейки матрицы, обычно 80 столбцов и 25 строк. Размер ячеек строго фиксирован. На ранних этапах развития компьютеров (70-80 годы), в основном, применялся именно этот режим.

Графический режим позволяет рассматривать экран как множество точек (например, 800 на 600 точек). Вся выводимая информация складывается из наборов точек разного цвета. Графический режим более универсален и удобен, т.к. позволяет легко воспроизводить не только текст, но и любые изображения, менять шрифты и др. В графическом режиме работают большинство игровых программ, Windows и др.

Вывод информации на диски. Все данные, введенные в компьютер, или результаты обработки можно записать на диск с целью продолжительного хранения. Обслуживание диска осуществляется полностью на программном уровне. Поэтому для сохранения данных пользователю необходимо выполнить определенную функцию работающей программы. Обычно это «Сохранить» или «Закрыть». В дальнейшем информация, сохраненная на диске, может быть вновь извлечена для обработки или просмотра.

Вывод информации на принтер. В некоторых случаях необходимо получить твердую (бумажную) копию результатов обработки данных. Для вывода информации на бумагу существует принтер. Печать изображения или текста на бумаге может осуществляться разными методами. В зависимости от метода печати различают матричные принтеры (их работа основана на механических ударах игл по красящей ленте), струйные принтеры (разбрызгивание жидких чернил через сопла), лазерные (распределение тонера с помощью лазера и намагниченного барабана).

Программы и данные

Из рассмотренного выше следует, что информация – это основная точка приложения в работе компьютера. Поскольку компьютер – это только сложная машина, информация внутри неё должна быть строго структурирована, иметь определённый формат. Мы не будем разбираться в тонкостях представления информации на самом низком, машинном уровне. Вполне достаточно для понимания и работы остановиться на понятии файл .

Файл – это поименованный блок однородной информации, хранящейся на диске или другом запоминающем устройстве. Файл можно сравнить с упаковкой для информации. Информация, упакованная в оболочку файла и названная уникальным именем, очень удобна для использования в работе компьютера.

Всю информацию, используемую в компьютере, необходимо разделять на два класса: программы и данные.

Данные – это информация, предназначенная для обработки, либо являющаяся результатом обработки другой информации. Любые однородные данные упаковываются в файлы, такие файлы называются файлами данных . Например, текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на диске в специальном файле данных – текстовом файле или, как его часто называют, текстовом документе .

Программа – это информация, предназначенная для центрального процессора. ЦП способен выполнять различные операции обработки данных, но для этого ему необходимо постоянно давать команды. Команды для ЦП можно давать в диалоговом режиме, но это занимает очень много времени и требует глубоких знаний от пользователя. Поэтому, для удобства, последовательность команд, адресуемых ЦП и отражающих алгоритмы обработки данных, упаковывают в файл и сохраняют на диске. Такой файл называется программным файлом.

Вывод: ЦП может обработать данные, причем разными путями, но он не знает, как именно нужно обработать конкретные данные в конкретный момент времени. Данные – это сырье для работы ЦП и получения результата. Программа – это последовательность команд для работы ЦП над данными с целью получения искомого результата. Только слияние всех трех компонентов: ЦП, программы, данных – обеспечивает целенаправленность работы компьютера.

Классификация программ

Для компьютеров существует огромное количество программ. Все программы следует разделять на два принципиально различных класса: операционные системы и прикладные программы или приложения.

Операционная система (ОС) – это программа, загружаемая при включении компьютера. Она полностью обеспечивает управление всеми компьютерными компонентами и распределением ресурсов компьютера. Операционная система запускает прикладные программы и обеспечивает их связь с компьютером и пользователем. Основная причина необходимости операционных систем состоит в том, что команды, отдаваемые ЦП и другим компонентам компьютера, – это команды очень низкого уровня (например, команда указания номера дорожки на диске, куда будет записываться информация, команда позиционирования магнитной головки дисковода и т.п.), а для действий пользователя или прикладной программы их необходимы тысячи. Операционная система скрывает от пользователя и от прикладных программ эти сложные подробности и предоставляет удобный интерфейс для работы. Другими словами, ОС облегчает взаимодействие компьютера и пользователя.

Прикладные программы или приложения – это программы, запускаемые из операционной системы и содержащие алгоритмы, служащие для обработки конкретных данных. Приложения тесно связаны с ОС, т.к. используют её для связи с компьютером, поэтому все они классифицируются по принадлежности к определенным операционным системам. Например, приложения для Windows, для Mac X, для DOS и др.



Подводя итог:

Управление компьютером, т. е. ее аппаратной частью осуществляет­ся с помощью программ, чем реализуется программный принцип управления компьютером.

Есть два основных вида программ: системные, отвечающие за функ­ционирование аппаратной части и программного обеспечения, и прикладные, направленные для решения узких прикладных задач пользователем.

Для комфортного взаимодействия пользователя с компьютером был разработан пользовательский интерфейс, позволяющий управлять компьютером без глубоких знаний принципов функционирования отдельных частей и узлов.

Данные в памяти компьютера хранятся в виде файлов с заданными именами.

Для управления файлами используется файловая система.

Домашнее задание

Подготовиться к итоговой контрольной работе за I четверть.

Урок 8 Обобщение пройденного материала за I четверть

Цель урока:

Обобщить учебный материал за первую четверть;

Составить целостное представление об информатике как науке фун­даментальной и практико-ориентированной;

Акцентировать внимание школьников на особый (информационный) взгляд на мир.

Ход урока

Организационный момент

Подведем итоги нашей работы за первую четверть. Освоение теоретиче­ской части проверим с помощью теста и сразу после ее выполнения можно приступать к практической части, где вы должны показать на клавиатурном тренажере уровень усвоения клавиатуры.

Актуализация знаний

С какими новыми понятиями вы познакомились в курсе информатики?

Чем отличается информатика от других учебных предметов?

Какие основные навыки вы должны получить, изучая предмет «ин­форматика и информационные технологии»?

Насколько изменились ваши представления об изучаемом предмете?

Как вы думаете, насколько будут востребованы знания, получаемые на уроках информатики?

Желательно акцентировать внимание учащихся не на содержании пред­мета, а на глубинных проблемах, рассматриваемых в курсе школьной информатики, что положительно сказывается в дальнейшем на освоении и конкретного материала.

Итоговое тестирование за четверть

1. В электронных устройствах информация неразрывно связана с

а) с источником информации; б) с носителем информации; в) с приемником информации; г) с каналом связи; д) с потребителем информации.

2. Компьютер, является универсальным автоматическим устройством для работы с...

а) знаками; б) сведениями; в) знаниями; г) сообщениями; д) информацией.

3. Компьютер дублирует основные информационные функции...

а) социальных систем; б) человека; в) животных; г) технических систем; д) любых биологических систем.

4. Информация отличается для человека и компьютера...

а) способом интерпретации; б) типом носителя; в) способом получения; г) способом хранения; д) способом обработки.

5. Информацию, обрабатываемую программным путем называют...

а) файлом; б) каталогом; в) данными; г) множеством; д) блоком:

6. Для представления информации в памяти компьютера используется...

а) азбука Морзе; б) русский алфавит; в) кодировка натуральных чисел; г) двоичная кодировка; д) десятичная кодировка.

7. Для хранения одного байта информации необходимо использовать

а) 2 байта памяти; б) 1 байт памяти; в) 1 бит памяти; г) 2 бита памяти; д) 1 машинное слово.

8. Информация, хранящаяся на внешнем носителе компьютера под одним именем называется...

а) файлом; б) каталогом; в) данными; г) множеством; д) блоком.

9. Информация, хранящаяся в компьютере становится активной (может быть подвергнута обработке) лишь в случае...

а) интерпретации ее человеком; б) загрузки информации из внешней памяти в оперативную;

в) приведения компьютера в рабочее состояние; г) наличия управляющих сигналов; д) возможности программного управления.

10. Преобразователем информации в компьютере в соответствующие сиг­налы выступает...

а) процессор; б) монитор; в) дисковод; г) контроллер; д) клавиатура.

11. Носителем информации в компьютере выступает...

а) знак; б) код; в) сигнал; г) память; д) процессор.

12. Информация, передаваемая по магистрали, сопровождается...

а) своим адресом; б) интерпретацией сигнала; в) контроллером; г) физическими параметрами сигнала; д) способом обработки.

13. Одним из видов системной информации являются...

а) блоки; б) адреса; в) программы; г) данные; д) файлы.

14. Процесс коммуникации между пользователем и компьютером называют...

а) активизацией программ; б) активацией программ; в) пользовательским интерфейсом;

г) интерактивным режимом; д) режимом внутренней активации.

15. Неразрывность информации с сигналом предполагает...

а) одинаковое смысловое содержание информации и сигнала; б) однозначность интерпретации сигнала разными приемниками ин­формации;

в) использование обеих понятий в качестве синонимов; г) отсутствие информации в сигнале;

д) неумение выделять смысл сигнала приемником информации.

16. Тип информации хранящейся в файле можно определить по...

а) имени файла; б) расширению файла; в) файловой структуре диска; г) каталогу; д) организации файловой структуры.

17. Информацию, заложенную в каталогах, можно отнести к...

а) семантическим; б) документальным; в) системным; г) априорным; д) техническим.

18. Системная информация отличается от структурной...

а) наличием связей между элементами; б) ничем; в) разным количеством связей; г) носителем; д) отсутствием приемника информации.


Ответы к тесту:

1

2

3

4

5

б

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а

+

+

+

+

б

+

+

+

+

+

+

в

+

+

+

+

г

+

+

+

д

+

Урок 9

Пользовательский интерфейс: способы организации, принципы работы

Цели урока:

Освоить принципы объектного подхода к созданию пользовательско­го интерфейса;

Освоить основные приемы работы в программной среде;

Освоить работу с окнами;

Освоить возможности справочной системой.

Ход урока

Теоретическая основа урока

Под интерфейсом (interface ) понимают совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие между элементами или системами, взаи­модействие устройств компьютера или взаимодействие компьютера и че­ловека, совокупность описаний и соглашений о процедуре передачи управ­ления в подпрограмму и возврате в исходную программу. Пользователь­ский интерфейс соответственно составляют те средства, которые позволя­ют пользователю комфортно взаимодействовать (управлять) программны­ми продуктами и периферийным оборудованием. Фактически пользователь должен лишь знать, что необходимо сделать, для того чтобы получить оп­ределенный результат. А почему именно так нужно сделать, а не иначе -это уже проблема разработчиков. Рассмотрим основные средства взаимо­действия с операционной системой.

Важнейшей частью операционной системы, непосредственно влияющей на функционирование компьютера, является подсистема управления про­цессами. Процесс (или по-другому, задача) - состояние системы, описы­вающее выполняющуюся программу. Для операционной системы процесс представляет собой единицу работы, заявку на потребление системных ре­сурсов. Подсистема управления процессами планирует выполнение про­цессов, то есть распределяет процессорное время между несколькими од­новременно существующими в системе процессами, а также занимается созданием и уничтожением процессов, обеспечивает процессы необходи­мыми системными ресурсами, поддерживает взаимодействие между про­цессами.

В многозадачной системе процесс может находиться в одном из трех основных состояний:

выполнение - активное состояние процесса, во время которого про­цесс обладает всеми необходимыми ресурсами и непосредственно выполняется процессором;

ожидание - пассивное состояние процесса, процесс заблокирован, он не может выполняться по своим внутренним причинам, он ждет осуществления некоторого события, например, завершения операции ввода-вывода, получения сообщения от другого процесса, освобож­дения какого-либо необходимого ему ресурса;

готовность - также пассивное состояние процесса, но в этом случае процесс заблокирован в связи с внешними по отношению к нему об­стоятельствами: процесс имеет все требуемые для него ресурсы, он готов выполняться, однако процессор занят выполнением другого процесса.

На начальном этапе необходимо научиться корректно включать и вы­ключать компьютер. Первое условие - последовательность включения обо­рудования. Первоначально включается все периферийное оборудование, затем системный блок. При выключении - наоборот, сначала системный блок, затем периферийное оборудование. Такая последовательность вклю­чения гарантирует сохранность блока питания и позволит избежать скачков напряжения.

Последовательность действий для завершения работы:

1. Навести указатель мыши на кнопку «Пуск» (Start), нажать и отпус­тить левую кнопку мыши (щелкнуть ею).

2. В открывшемся меню «Пуск» выбрать пункт «Завершение работы» (Shut Down) и щелкнуть на нем.

3. В появившемся окне «Завершение работы Windows» (Shut Down Windows) выбрать кнопку «выключить компьютер» (Shut down), и нажать на кнопку ОК.

4. После проверки Windows состояния всех процессов (их завершен­ность и сохранность), система сохраняет свои настройки, а на экране появляется сообщение «Завершение работы Windows».

5. После появления надписи «Теперь питание компьютера можно от­ключить» необходимо отключить системный блок и остальное пе­риферийное оборудование.

В современных системах системный блок отключается автоматически, нет необходимости отключать его вручную.

Следующим необходимым навыком усвоения компьютера является управление мышью. Мышь - это координатное устройство, предназначен­ное для взаимодействия пользователя с компьютером. Основной функцией мыши является управление указателем мыши на экране дисплея.

Основными приемами управления мыши являются:

щелчок (быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши);

двойной щелчок - два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними;

щелчок правой кнопкой (то же, что и щелчок, но с использованием правой кнопки);

перетаскивание (drag-and-drop) - выполняется путем перемещения мыши при нажатой левой кнопке (обычно сопровождается переме­щением экранного объекта, на котором установлен указатель);

протягивание мыши (drag) - выполняется, как и перетаскивание, но при этом происходит не перемещение экранного объекта, а изме­нение его формы;

специальное перетаскивание - выполняется, как и перетаскивание, но при нажатой правой кнопке мыши, а не левой;

зависание - наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время (при этом обычно на экране появляется всплывающая подсказка, кратко харак­теризующая свойства объекта).

На экране мышь отображается в виде указателя, небольшого графиче­ского объекта, который перемещается по экрану при движении мыши. Он используется для того, чтобы указывать на различные объекты, запускать программы, выбирать пункты меню, «перетаскивать» объекты, выделять текст и пр. Чаще указатель выглядит как маленькая стрелка, но его вид ме­няется в зависимости от операций, которые выполняет пользователь. В не­которых ситуациях, указатель приобретает вид песочных часов только в определенном окне. Это означает, что система блокирует все возможности управления, пользователь не может в окне ничего делать, пока программа не закончит выполнение текущей операции. Но в это время можно работать с другими окнами и программами.

Основным объектом операционной системы с графическим интерфей­сом, с которым приходится работать пользователю является окно. Каждая программа для вывода информации использует отдельное окно, представ­ляющее собой прямоугольную область экрана, предназначенную для ото­бражения данных или для запуска программы. В виде окна будут отобра­жены как содержимое папки, так и программные среды работающих при­ложений. Одним из свойств современных операционных систем является многозадачность, т. е. одновременно могут быть активизированы несколько приложений, отображаемых на экране в виде открытых окон.

Окно может принимать одно из трех состояний: нормальное, свернутое или развернутое. Рассмотрим содержимое окна «Мой компьютер» в нор­мальном состоянии.

В самой верхней части окна расположена строка заголовка, которая имеет синий цвет в активном окне, и серый - в неактивном. Строка заго­ловка используется для отображения заголовка окна и для ее перемещения.

Нажатие левой кнопки мыши и ее удерживание приводит к фиксированно­му состоянию окна, перемещающееся при перемещении мыши.



В левой части строки заголовка расположено системное меню:

В правой части имеются кнопки управления состоянием окна:

Ниже строки меню располагается строка инструментов, на которой на­ходятся кнопки инструментов:

Кнопки управления состоянием окна:

- свернуть, сворачивает окно на панель быстрого доступа.


- развернуть, увеличивает размеры окна по ширине экрана.
- восстановить, возвращает развернутое окно в нормальны!
- закрыть, закрывает окно.
Виды управление окнами:

Перемещение окна;

Реорганизация окон;

Переключение между окнами;

Перемещение окна осуществляется за счет перетаскивания ее за строку заголовка, для удобного расположения ее относительно других объектов. Реорганизация предполагает взаимное расположение окон относительно друг друга. Есть два варианта реорганизации. В первом случае окна распо­лагаются относительно друг друга произвольным образом путем перетас­кивания окон вручную. Второй способ заложен в свойствах Панели задач, когда окна выстраиваются мозаикой или каскадом. Для этого на Панели задач, щелкнув правой кнопкой мыши, необходимо выбрать команды: «Окна каскадом», «Окна сверху вниз», «Окна слева направо». Для пере­ключения между окнами можно использовать Панель задач, активизируя кнопку нужного окна. Другой способ предполагает использование допол­нительной панели. Для этого нужно нажать и не отпускать клавишу и затем нажать клавишу. Для перемещения по панели используется клавиша, при удерживаемой клавише. И третий способ, когда часть неактивного окна видны на экране, тогда нажатие на нее мышью вы­ведет окно на передний план и сделает ее активной.

Контекстное меню - это список команд, относящихся к текущему объ­екту, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши при выделенном объекте. Контекстное меню позволяет получить доступ ко всем командам, возможным для данного объекта. Дополнительные возможности открытия при предварительно выделенном объекте:

Нажатием комбинации клавиш Shift+Fl0;

Нажатием специальной клавиши Контекст.

Справочная система - это встроенная в систему программа, описы­вающая основные возможности операционной системы и об установленных в ней прикладных программах. Справочная система состоит из тематиче­ских разделов, каждый из которых содержит информацию на определенную тему. Она является гипертекстовой, то есть пользователь может быстро переходить от одной темы к другим. Для получения справки необходимо щелкнуть на кнопке «Пуск» и выбрать пункт «Справка». На экране возник­нет окно «Справка Windows», состоящее из двух панелей. В правой панели выводится содержание темы, выбранной в левой панели. Щелчок на вклад­ке «Содержание», покажет перечень тем, содержащихся в справке.

Практическое задание:

Откройте справочную систему и познакомьтесь с основными ее раз­делами.

Какие виды неполадок могут быть устранены с помощью данной справочной системы?

Какие учебники представлены в системе?

Подводя итог

Функциональной частью окна является рабочая область.

Команды управления окном сосредоточены в системном меню.

Для просмотра содержимого окна используются полосы прокрутки, в случае если содержимое окна не вмещается в заданные размеры окна.

Изменение размеров окна возможно при использовании ее границ, ко­гда на границе указатель мыши примет вид двунаправленной стрелки.

Для отображения информации о выделенном объекте используется строка состояния.

Практическая часть

1 . Рассмотреть объекты, находящиеся на рабочем столе.

2. Определить отличительные признаки имеющихся объектов. Попро­бовать их разбить на определенные группы.

3. Поработать с папкой своего класса: Открыть, Развернуть, Восстано­вить, Свернуть, Открыть, Закрыть. Чем отличается открытие папки, от открытия свернутой папки?

4. Сравнить содержимое меню различных групп объектов.

5. Открыть несколько папок (оптимальное число 4) и расположить их вручную: по дополнительной диагонали, друг относительно друга по горизонтали, по четырем углам, так чтобы были видны содержимое всех окон.

6. Выполнить построение данных окон автоматически с использовани­ем Панели задач.

Урок 10 Системная среда Windows

Цели урока:

Научиться запускать различные приложения;

Освоить способы настраивания свойств рабочего стола;

Научиться работать с программой Microsoft Explorer (Проводник) (создавать, копировать, перемещать, удалять, восстанавливать, пере­именовывать файлы);

Научиться создавать ярлыки;

Научиться архивировать файл.

Ход урока

Актуализация знаний

Что такое пользовательский интерфейс?

С какими объектами и средствами управления вы познакомились на прошлом уроке?

Какими процессами управляет операционная система?

Перечислите приемы управления мышью.

Какие действия можно осуществлять над окнами?

Перечислите способы построения окон на экране.

Теоретическая основа урока

Знакомство с системной средой Windows практически было начато на прошлом уроке. Изученный пользовательский графический интерфейс яв­ляется системной средой Windows, включающей в себя не только операци­онную систему, но и пользовательскую оболочку.

Основные компоненты интерфейса Windows:

рабочее поле (область экрана, в которой выполняется работа или воспроизводятся данные);

рабочие инструменты (специальные средства для выполнения работы);

элементы управления (средства для настройки инструментов, режи­мов работы программы и параметров документа, например, разделы меню, кнопки и др.);

управляемые объекты (программы, документы, папки, ярлыки).

Рабочее поле Windows

Рабочее поле Windows обычно называют Рабочим столом, которое за­нимает все пространство экрана, и используется для формирования изо­бражения. На рабочем столе располагаются инструменты и элементы управления: панель задач, значки (ярлыки, иконки) программ и докумен­тов. На панели задач расположена кнопка «Пуск», открывающая доступ к разделам основного меню - главного элемента управления операционной. системой. В противоположном конце панели задач располагаются инстру­менты контроля времени и основного языка.

По характеру содержания и приемам работы в Windows различают че­тыре типа окон:

1. окна папок (предназначены в первую очередь для доступа к объектам);

2. диалоговые окна (предназначены для настроек и управления);

3. окна справочной системы (служат для доступа к статьям справочной системы);

4. рабочие окна приложений (предназначены для исполнения приклад­ных программ).

Все окна одного типа (кроме рабочих окон приложений) имеют сход­ную структуру, содержат стандартные наборы элементов оформления и управления и позволяют использовать при работе с ними стандартный на­бор приемов. Рабочие окна приложений тоже в определенной (хотя и не в полной) мере подчиняются общей идеологии Windows. Различия между окнами этого типа обусловлены функциональными различиями между со­ответствующими программами-приложениями, а также тем, что приложе­ния для Windows выпускает множество различных фирм и отдельных авто­ров. Тем не менее, эти окна тоже имеют много стандартных элементов, и если пользователь уже знаком с каким-то приложением Windows, то освое­ние каждой последующей программы происходит достаточно быстро.

В исходном состоянии на рабочем столе могут размещаться:

Значки и ярлыки объектов Windows;

Окна открытых приложений,

Панель задач, содержащая кнопку «Пуск», панель индикации и ряд панелей инструментов рабочего стола;

Подложка рабочего стола, содержащая или однородный фон, или фоновый рисунок, или фоновый узор, или объекты активного рабо­чего стола.

По ходу работы на рабочем столе могут раскладываться дополнитель­ные объекты: окна папок, диалоговые окна, окна приложений, окна спра­вочной системы и панели инструментов рабочего стола.

Основными объектами Windows являются приложение, папка, доку­мент, ярлык.

Ярлык - это указатель программы или документа, содержащий инфор­мацию об объекте, на который он указывает, но не являющийся таковым. Ярлык отличается от значка программы или документа наличием стрелки в левом нижнем углу. Раскрыв свойства ярлыка можно увидеть местополо­жение самой оригинальной программы, на которую он указывает. Исполь­зование ярлыков позволяет избежать проблем со случайно удаленной про­граммой. Удаление ярлыка не приводит к удалению самой программы.

Способы создания ярлыка:

Перетаскивание объекта правой кнопкой. Если вы перетаскиваете объект правой кнопкой и оставляете его на рабочем столе или в пап­ке, то Windows выводит на экран меню с возможностью выбора ко­пирования, перемещения или создания ярлыка. Выберите пункт ме­ню «Создать ярлыки».

Использование контекстного меню . Щелкните правой кнопкой на объекте. При этом на экран выводится контекстное меню. Выберите из этого меню пункт «Создать ярлык». Это приведет к созданию яр­лыка объекта в том же месте (папке или каталоге), где он расположен. После того, как вы создали ярлык, перетащите его левой кнопкой (чтобы переместить) на рабочий стол или в папку по вашему выбору.

Использование процедуры копирования . Щелкните на файле правой кнопкой мыши и выберите из появившегося контекстного меню коман­ду «Копировать». Затем перейдите в папку, в которую хотите поместить ярлык этого файла, щелкните правой кнопкой на пустом месте внутри нее и выберите из контекстного меню пункт «Вставить ярлык».

Использование контекстного меню рабочего стола . Щелкните пра­вой кнопкой на свободном месте рабочего стола. При этом на экран выводится контекстное меню для рабочего стола или для папки. Вы­берите из него пункт «Создать», затем «Ярлык». Откроется диалого­вое окно «Создание ярлыка», в котором предложит ввести имя про­граммы, ярлык которой нужно создать, либо щелкнуть на кнопке Обзор для поиска программы.

Панель задач

Панель задач (панель быстрого доступа) обеспечивает один из возмож­ных способов открытия программ, а также доступ к объектам, которые уже были открыты. Меню Пуск на панели задач содержит пункты, которые позволяют получить доступ к программам, документам и другим объектам.

Оно содержит также команды для запуска программ из командной строки, установки системных параметров и завершения работы Windows. Перечислим стандартные пункты меню Пуск:

Программы (Programs) - каскадное меню дает быстрый доступ ко всем стандартным программам.

Документы (Documents) - это меню содержит 15 документов и па­пок, с которыми работали за последнее время.

Настройка (settings) - каскадное меню дает возможность доступа к панели управления (используется для конфигурирования системы), к папке «принтеры», к окну свойств панели задач, к настройкам рабо­чего стола и параметров папок, а также к программе обновления Windows.

Поиск (Find) - позволяет найти файл или папку на компьютере или в сети, а также найти в сети определенный компьютер.

Справка (Help) - открывает справочную систему Windows.

Завершение работы (Shut Down) - используется для корректного завершения работы на компьютере, либо для перезагрузки системы.

Проводник - приложение Windows, предоставляющее возможность комфортно просматривать содержимое памяти компьютера. Основные воз­можности, заложенные в Проводнике:

Управление файлами (запуск, копирование, перемещение, поиск);

Оперирование длинными именами файлов;

Создание папок и др.

Способы открытия Проводника:

1. Выбор команды Пуск/Программы/Стандартные/Проводник;

2. Открыть папку «Мой компьютер», выделить значок С: и выбрать из меню команды Файл/Проводник.

3. Щелкнуть правой кнопкой мыши на кнопке «Пуск» и выбрать из появившегося контекстного меню команду «Проводник».

Окно Проводника разделено на две области. В левой показаны все ре­сурсы компьютера, представленные в виде иерархической структуры, а в правой области (панели содержимого) на экран выводится содержимое вы­бранной папки. Для просмотра содержимого папки необходимо щелкнуть на значке папки или описании в левой панели. Изменение вида значков устанавливается одной из четырех соответствующих команд меню «Вид» или щелчками на кнопке «Вид» панели инструментов. Если выбран про­смотр крупных или мелких значков, то каждый объект помечается специ­альным значком, соответствующим его типу. Если выбран просмотр спи­ска, то панель содержимого выводит для каждого объекта малый значок вместе с описанием. Для папок описанием является имя папки. Для файлов описанием является длинное имя файла или короткое имя файла, если у данного файла отсутствует длинное имя.

Открытие объектов в окне Проводника. Если объекты содержат вло­женные папки, то в дереве они помечаются маленьким знаком (+). Для ото­бражения структуры вложенных папок нужно щелкнуть на знаке плюс. Ко­гда папка раскроется и отобразится структура папок, содержащихся в ней, а знак плюс изменится на знак (-). Для свертывания папки нужно щелкнуть на

знаке минус. Свертывание папок упрощает также просмотр полного дерева, меньше загромождая экран и делая поиск объектов более легким. Можно разворачивать и сворачивать объект в дереве двойным щелчком на нем.

Установка параметров Проводника осуществляется с помощью ко­манды Вид/Панели инструментов/Настройка, которая позволяет вынести новые кнопки назначения на панель инструментов.



Виды настроек:

Выключение и включение показа панели инструментов;

Выключение и включение названия кнопок;

Добавление и удаление дополнительных кнопок;

Вид отображения папок в панели содержимого.

Буфер обмена

Буфер обмена в Windows - это специальная область памяти, служащая для временного размещения информации. Информация, помещенная в буфер обмена, доступна всем работающим программам. Таким образом, буфер об­мена используется для переноса каких-либо данных между разными прило­жениями и документами. В приложениях имеются два метода занесения ин­формации в буфер обмена: копирование и вырезание. Для этой цели исполь­зуются команды Правка/Копировать и Правка/Вырезать соответственно. Данные, заносимые в буфер обмена, должны быть предварительно выделе­ны. Доступные способы выделения зависят от конкретного приложения.

Для помещения в документ информации из буфера обмена используется команда Правка/Вставить. Конкретное место вставки определяется в раз­ных приложениях по-разному. Если данные были помещены в буфер обме­на в одном приложении, а вставка производится в другом, возможным ока­зывается создание комбинированных документов. Работать с буфером об­мена с помощью клавиатуры намного удобнее, чем с помощью мыши. Осо­бенно удобно то, что одни и те же клавиатурные комбинации работают практически в любых обстоятельствах: в самых разных приложениях, в диалоговых окнах, в окнах справочной системы и т. д. Есть два альтерна­тивных набора эквивалентных команд:

Копирование - Ctrl + С или Ctrl + Ins;

Вырезание - Ctrl + X или Shift + Del;

Вставка - Ctrl + V или Shift + Ins.

Стандартные программы

Стандартные программы, заложенные в Windows, позволяют удовле­творить многие потребности пользователя. К ним относятся: текстовые редакторы Блокнот, WordPad, графический редактор Paint, программа Калькулятор и др.

Блокнот - простейший текстовый редактор, в котором можно создать текстовый документ, запомнить его в файле и распечатать. Блокнот имеет резко ограниченные возможности обработки текста и хранения больших текстовых документов. Это записная книжка, ориентированная на заметки, записки, справки небольшого размера.

WordPad - текстовый редактор, позволяющий создавать простые тек­стовые документы и файлы, содержащий символьное и абзацное формати­рование, а также открывать и сохранять документы в нескольких форматах. WordPad является хорошим инструментом для создания заметок, писем, отчетов и других текстовых документов для которых главным является со­держание, а не оформление.

Paint - графический редактор, позволяющий создавать простейшие гра­фические изображения. В более старших версиях Windows в данный редак­тор встроена возможность обработки фотографий и сохранения изображе­ний в форматах, используемых в глобальной сети Интернет.

Калькулятор - эта простая, но полезная программа, которую можно ис­пользовать так же, как карманный калькулятор. Она работает в двух режи­мах: обычный калькулятор и инженерный калькулятор. Обычный кальку­лятор выполняет четыре арифметических действия, а также вычисления процентов, квадратного корня и обратной величины. Инженерный кальку­лятор может также вычислять тригонометрические и логические функции, а также переводить числа и углы в разные системы счисления и выполнять другие операции.

Контрольное тестирование

1. Какая совокупность свойств относится к среде Windows?

а) командный интерфейс, технология командной строки;

б) многозадачность, графический интерфейс, функционирование в ре­жиме эмуляции;

в) многозадачность, графический интерфейс, управление объектами;

г) однопользовательская система, командный интерфейс, управление пакетами;

д) многозадачность, графический интерфейс, использование речевой технологии.

2. Как называется значок объекта в Windows?

а) пиктограмма; б) ярлык; в) рисунок; г) интерфейс; д) папка.

3. Какая строка окна отображает имя раскрытого объекта?

а) строка меню; б) строка заголовка; в) панель инструментов; г) строка состояния. д) адресная строка.

4. Какой элемент окна служит для просмотра объектов, которые не помес­тились в окне?

а) кнопка свертывания окна; б) кнопка закрытия окна; в) линейки прокрутки;

г) панель инструментов; д) строка состояния.

5. Какие из всех перечисленных программ входят в стандартный набор системы?

а) блокнот, калькулятор, графический редактор Paint, WordPad;

б) блокнот, калькулятор, графический редактор Paint, Word;

в) блокнот, калькулятор, графический редактор CorelDraw, WordPad;

г) графический редактор Paint, WordPad;

д) Word, Excel, Access, Power Point.

6. Наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управле­ния и задержка его на некоторое время называется...

а) двойным щелчком; б) зависанием; в) перетаскиванием; г) протягиванием; д) щелчком.